История фестиваля

2009

Осенью 2009 года, впервые в истории современной России, в Петербурге прошел Международный Фестиваль Квир-Культуры.

Событие имело огромное культурное и общественное значение не только для представителей квир-сообщества, но и для ценителей современного искусства.

В течение десяти дней на разных площадках города показывались спектакли, устраивались концерты и дискуссии, проходили выставки, сражались между собой поэты и проводились ночные вечеринки. В Фестивале приняли участие художники, актеры и музыканты разных направлений и эстетических кредо, из разных городов России, из Украины, Латвии, Испании, Израиля и США.

В общей сложности Фестиваль посетило порядка 3000 человек. Хочется верить, что каждый из них ощутил себя частью общей культуры. Фестиваль стал не просто началом диалога – он поставил вопрос о границах видимости ЛГБТ-сообщества в России, стал указанием на необходимость пересмотреть общественные стереотипы.

Светлана Ярошенко, социолог:
"Мне нравится идея объединения «разных» людей, не вписывающихся в общепринятые рамки. Практически каждый может оказаться в такой ситуации. Однако часто кажется, что ситуация исключительная. А мне бы хотелось, чтобы исключительность стала не модой и не игрой в равенство, а предметом практического диалога. Когда желание быть услышанным и увиденным совмещается с готовностью видеть, слушать другого, сочетается с сочувствием, с умением договариваться и что-то делать вместе, а не наклеивать ярлыки. Для этого нужен навык. Думаю, творчество в этом поможет."

Сам факт того, что Фестиваль был проведен, давал надежду на продолжение и развитие правозащитного и культурного начинания, которое могло бы со временем превратиться в добрую традицию.

2010

В 2010 году КвирФест столкнулся с более враждебными условиями.

Основной партнер фотовыставки «И другие», Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза Художников, за 24 часа до открытия разорвал договор аренды и сообщил о невозможности проведения мероприятий КвирФеста на его площадке.
Команда волонтеров под руководством куратора Солмаз Гусейновой за одну ночь завершили монтаж фотовыставки в новом помещении – V-club. Несмотря на сложные обстоятельства, благодаря собранности волонтеров фестиваль открылся вовремя и успешно прошел в полном объеме.

В течении 10 дней на площадках города под слоганом «Искусство быть собой» прошли семинары и дискуссии, концерты, поэтические встречи, мастер-классы. К фестивалю была приурочена и конференция по гендерной проблематике: результатом научной дискуссии стала публикация сборника «ВОЗМОЖЕН ЛИ КВИР ПО-РУССКИ».

Завершением КвирФеста стал грандиозный рок-марафон – 12 групп выступили в клубе «Орландина» в поддержку идей толерантности, равноправия и ненасилия. Со сцены звучали слова о том, что все имеют право на открытое выражение любви, независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Популярный шведский музыкант Дж. Дж. Йохансон, специально приехавший поддержать петербургское ЛГБТ-сообщество, покорил сердца публики своим чистым проникновенным голосом и трогательными композициями.

Всего КвирФест посетило 2700 человек. По словам организаторов, фестиваль не просто достиг своих целей, но и превзошел все ожидания.
«Даже если всего один человек задумался над тем, что, если кто-то не вписывается в привычное понятие нормы, это не причина его/ее дискриминировать, то мы уже победили», - считает Полина Андрианова, исполнительный директор ЛГБТ-организации «Выход».

В 2010 году Фестиваль Квир-Культуры поддержали журналист и телеведущий Владимир Познер, английский актер и драматург Стивен Фрай, правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт, бельгийская певица Лара Фабиан, журналист Валерий Панюшкин, музыкальный критик Артемий Троицкий и многие другие известные фигуры, подтвердившие значимость нашего проекта и его заявленных целей.

2011

В 2011 году КвирФест привлек большое внимание прессы. Если в предыдущие годы СМИ предпочитали писать о гей-парадах, скандалах и провокациях, искажая представления читателей об ЛГБТ-сообществе, в 2011 году с самого начала нашей работы фестиваль получил адекватное информационное и аналитическое освещение на радио и телевидении (более 100 публикаций). Это стало для нас новым и значимым шагом: нам удалось донести до СМИ реальную информацию, а значит, изменить интонацию, с которой об ЛГБТ говорят в российских изданиях. Помимо правозащитной и просветительской деятельности, работа с медиа – первый и важнейший шаг для адекватного формирования общественного мнения.

Полина Андрианова, исполнительный директор ЛГБТ-организации «Выход», на открытии КвирФеста:
"Проблема социальной исключенности есть, она реальна. Но людям, которые с этим не сталкивались, очень трудно понять и принять это как свою проблему. Искусство помогает им пережить этот опыт, как свой личный, заставляет задуматься и вызывает ощущение сопереживания. Язык искусства общечеловечен и доступен для всех. Именно это дает нам возможность понять друг друга быстрее."

В 2011 году фотовыставки, открытые дискуссии и дебаты, встречи с художниками и музыкальные концерты посетили в общей сложности 2000 человек.

Важным завоеванием этого года следует считать то, что в 2011 впервые состоялся прямой диалог между защитниками геев и лесбиянок и сторонниками традиционных ценностей. Ранее попытки ЛГБТ-активистов вступить в открытую дискуссию с оппонентами встречали только отказ и нежелание что-либо обсуждать.

Согласившись на дискуссию, большинство участников признали значимость проблемы и высказали свои мнения или опасения. Как отметил один из участников дебатов «Концепт прав человека в традициях России», журналист и литератор Валерий Панюшкин, «Таких дискуссий должна быть не одна, не две, а сотни: каждый день, по этому поводу, по другому поводу - по всяким поводам». Именно возможность предоставить площадку для обсуждений и является основной целью КвирФеста.

Другим центральным событием стало появление на фестивале феминистского мероприятия. До 2011 года российский ЛГБТ-активизм крайне редко обращался к феминизму, несмотря на то, что проблема гендерной дискриминации очевидно и прямо касается лесбиянок, геев, трансгендеров и бисексуалов.

Площадка, на которой собрались феминистки разных стран и течений, чтобы рассказать о своих взглядах, вызвала живой интерес публики и средств массовой информации. По результатам дискуссии уже осенью 2011 года вышел сборник «Я ФЕМИНИСТКА. ВЫ ХОТИТЕ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?» под редакцией Марии Сабунаевой.

Выставка «Queerография» (куратор Надя Плунгян) - собрание фотографий, коллажей, видео и фотофильмов, в которых авторы от первого лица высказываются на темы маргинальности и социальной исключенности, охватила 4 площадки Петербурга. Основной зал, в котором проходили мероприятия КвирФеста, был посвящен феминистскому искусству.

Как и в 2010 году, не обошлось без накладки. Администрация зала «Непокоренные, 17» прямо перед открытием выставки потребовала убрать из экспозиции серию московского фотографа Ольги Ахметьевой, - одиночные портреты мужчин, показанных вне стереотипов маскулинного поведения, с точки зрения мужской уязвимости. При этом «скандальные» изображения гей-парада на висевших рядом снимках Антона Шурова не вызвали у чиновников никакого интереса. Благодаря координатору выставки Саше Семеновой снимки Ахметьевой были перемещены в пространство галереи «Март».

«Квирография» представила не только известные имена (Маттиа Инсолера, Карина Сембе, Серж Головач, Стивен Бекли, Лида Михайлова), но и молодых художников России и Украины (Кир Эсадов, Микаэла, Полина Задирако, Карина Сембе, Умная Маша, Елена Максимова, Катя Романова, Изабелла Левина, Екатерина Гайдукова и др.). В залах феминистского искусства состоялась премьера фильма Марины Винник «Боль», номинированного в 2011 г. на премию Кандинского. Отдельный стенд выставки был посвящен документации политических акций и митингов ЛГБТ.

На завершающем рок-концерте квир-сообщество Петербурге поддержали молдавские коллективы Cuibul и ZDOB SI ZDUB, а так же ряд Российских групп: СНЕГА, FILLI, MONOЛИЗА, ИВА НОВА.

В течение 11 дней у жителей и гостей города была возможность присоединиться к разговору о проблемах пола, гендера и сексуальности и дискриминации, с которыми сталкиваются ЛГБТ-люди (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры).

2012

"В последнее время быть открытыми и гордыми в России было нелегко, и нужно особое мужество, чтобы отстаивать себя в такой атмосфере неприязни и невежества.
Я думаю, что такое мужество, целостность личности и должное чувство гордости и себя — очень русские качества. Процветающее и счастливое гей-сообщество — признак здорового общества."
Стивен Фрай (писатель, Великобритания)

Возникшая после успеха 2011 года надежда на воспитание продвижение демократических ценностей в российском обществе сменяется отчаянной тревогой. 2012 год начинается с удара в спину всем ЛГБТ. Спустя всего 2 месяца после Квир-фестиваля-2011 в Петербургском ЗАКСе вносят проект гомофобного закона, заставившего многих вспомнить о ранних периодах тоталитарных режимов, начинавшихся с репрессий ЛГБТ. В феврале 2012 закон принят абсолютным большинством голосов — и контекст, в котором готовится сентябрьский фестиваль, незамедлительно меняется. У организаторов появляется серьезный страх нападений (что подкрепляется печальным опытом майского «Радужного флэшмоба», где пришедших высказаться за права ЛГБТ атакует более сотни нацистов).

Тема фестиваля на этот раз — создание пространства для свободного высказывания о культуре ЛГБТ с обеих позиций: диалог людей, не принадлежащих сообществу, и, наоборот, его «инсайдеров».

В этом году событие снова получает серьезную поддержку звезд: фестиваль начинается с видеообращения известного британского актера Иэна Маккеллан («Властелин колец», «Люди Икс», «Код да Винчи» и др.), а завершается сольным концертом Лены Катиной (экс-солистка Т.A.T.U.) – к слову, первый раз в истории фестиваля за него вступается российская медиа-звезда подобного уровня.

В рамках 10-дневной программы гостей ждет целый культурный паноптикум: в пространствах «Тайга» и «Март» проходят выставка-перфоманс «Искусство быть собой», медиаинсталляции, социальная фотовыставка «Своя комната», проект «Нетрадиционный музей», встречи с художниками, стрит-арт на тему ЛГБТ-активизма. Мероприятия Квирфеста становятся площадкой для дискуссий о проблемах ЛГБТ по всему миру. Вместе с тем, культурное пространство фестиваля сталкивается с препятствиями в виде свежепринятых законов: в частности, с законом о защите детей от «вредоносной информации». По всей выставке приходится развесить таблички «18+», приходится снять часть работ фотографа-транссексуала Эвана Шварца из-за присутствия там детских фотографий автора — в то время как сама выставка представляет собой рефлексивную хронику собственного взросления и метаморфоз.

К большому облегчению организаторов и гостей фестиваля, опасения относительно агрессивной реакции общества не оправдываются; возможное объяснение этому - присутствие дипломатов и министров западных стран практически на каждом мероприятии Квирфеста. Как бы то ни было, это дает надежду на дальнейшее успешное развитие фестиваля в открытом формате – однако в 2013 году контексту существования фестиваля суждено драматически измениться.

2013

"Тот, кто ограничивает возможности людей из-за их религии, цвета кожи или сексуальной ориентации, или даже угрожает им, угрожает всему обществу в целом. Речь идет об основных принципах нашего сосуществования. Речь идет о главных ценностях: человечности, толерантности и свободе быть иным, не таким, как все."
Клаус Воверайт, бургомистр Берлина (Германия); из обращения в поддержку КвирФеста.

В самом начале 2013 года дальнейшее существование Фестиваля ставится под угрозу. В первую очередь это связано с резким изменением ситуации в стране: с репрессиями в отношении ЛГБТ-организаций, показательными делами об «иностранных агентах» и агрессией по отношению к сексуальным меньшинствам, подогреваемой гомофобными законами.

Одновременно с этим организаторам начинают поступать десятки вопросов, пожеланий, слов поддержки со всего мира – от ЛГБТ-сообщества, друзей, близких, сторонников и партнеров фестиваля. Поэтому становится очевидным, что ужесточение ситуации в российском обществе только обостряет необходимость проведения Фестиваля. Решение принято – КвирФест 2013 состоится.

СЛЕДИТЬ за новостями

АРХИВ фестиваля

   Архив фестиваля 2009 г.
   Архив фестиваля 2010 г.
   Архив фестиваля 2011 г.
   Архив фестиваля 2012 г.
   Архив фестиваля 2013 г.